Версия для слабовидящих
 Логотип приложения Instagram, логотип Компьютерные иконки ...
Email: tehnikum@ut-rifey.ru
г. Екатеринбург, пер. Корейский, 6
Тел. ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:+7 (343) 218-41-62
Противодействие коррупции:(343)218-41-62(доб.126)
Приёмная директора:+7 (343) 218-41-62
Учебная часть: +7 (343) 218-41-71
Приемная комиссия: +7 (950)6425061
Оставьте отзыв о качестве услуг

 

«День молодежи» на «Большой перемене»

26 июня в сообществе Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – пройдет традиционная акция «Добрая суббота», приуроченная ко Дню молодежи.
26 июня в честь праздника участники «Большой перемены» проведут экологическую акцию «Молодо – зелено!», которая также станет открывающей для тематического года по версии детей.
На Фестивале «Большая перемена» 1 июня 2021 года школьники приняли решение о том, что детский тематический год будет посвящен экологии и получит название «Дом, в котором нам жить».Принять участие в акции могут школьники из всех регионов России.
Для этого необходимо организовать с друзьями и членами семьи посадку деревьев, кустарников, цветов в своем городе, опубликовать фото и видео в сообществе «Большая перемена» ВКонтакте и в своих социальных сетях с хэштегами #БольшаяПеремена #ДобраяСуббота #ДомВКоторомНамЖить #МолодоЗелено.27 июня школьники продолжат праздник и проведут онлайн-эстафету «Молодежь меняет мир» в которой расскажут о том, что им удалось сделать значимого для своего города, своей страны или всей планеты, а также поделятся своими грандиозными планами, которые помогут сделать мир лучше.
Для того, чтобы принять участие в акции необходимо записать короткое видео с рассказом о своих полезных и значимых свершениях для своего города, страны или всей планеты, поделиться планами на будущее, которые помогут сделать мир лучше, а также передать эстафету своим друзьям. Записанные видео необходимо опубликовать в сообществе «Большая перемена» ВКонтакте и в своих социальных сетях с хэштегами #БольшаяПеремена и #МолодежьМеняетМир.Материалы по акции «Молодо – зелено!»: https://cloud.mail.ru/public/AbQz/rnGVZxVqF
Материалы по акции «Молодежь меняет мир»: https://cloud.mail.ru/public/Eaoy/h8pk6tvPqКонкурс «Большая перемена» проходит для учеников 5-7 классов, 8-10 классов общеобразовательных школ и для студентов колледжей.
Организаторами конкурса «Большая перемена» выступают АНО «Россия – страна возможностей», ФГБУ «Роспатриотцентр» и Российское движение школьников. Конкурс реализуется в рамках Национального проекта «Образование».
«Большая перемена» проходит при поддержке Минпросвещения России, Минобрнауки России и Росмолодёжи.
Партнёры конкурса – Сбербанк, Mail.ru Group, АНО «Национальные приоритеты»,
ГК «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», ВВПОД «Юнармия».ДАТА И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 26-27 июня 2021 года, сообщество Большая перемена !

ПечатьE-mail

Об участии во Всероссийской акции «Спаси ребенка»!

С марта 2019 года общероссийская общественная организация поддержки материнства и детства «Совет Матерей» (далее – «Совет Матерей») в партнерстве с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт) проводит всероссийскую акцию «Спаси ребенка», целью которой является выявление организаций, осуществляющих продажу суррогатов детских удерживающих устройств (далее – ДУУ): «корректоров лямок ремней безопасности», «адаптеров», «фиксаторов», «бескаркасных автокресел», «треугольников», «направляющих лямок».

Использование данной продукции при перевозке детей в автомобиле представляет потенциальную угрозу их жизни и здоровью.

«Совет Матерей» регулярно выявляет магазины, осуществляющие продажу суррогатов ДУУ и размещает о них информацию на «Доске позора» https://www.vremyarozat.ru/stena-pozora/.

Росстандартом и АНО «Выбор Родителей» при участии «Совета Матерей» разработано методическое пособие «Все, что нужно знать про безопасную перевозку ребенка в автомобиле». Данное методическое пособие рассчитано
на родителей, водителей и продавцов детских товаров. В методическом пособии разъяснены требования и правила по перевозке детей, наглядно представлены виды безопасных удерживающих устройств и их «суррогаты». Несоответствие характеристик последних подтверждено динамическими испытаниями
в лаборатории НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» (г. Дмитров).

Также подготовлена памятка с информацией об ответственности
за использование и продажу опасных детских удерживающих устройств.

Указанный информационный материал размещен и доступен для скачивания на официальном сайте Росстандарта по ссылке: ссылка на материал

Дополнительную информацию по всем возникающим вопросам, связанным с сертификацией ДУУ и реализацией на территории Российской Федерации суррогатов ДУУ, также можно получить в Росстандарте (ответственное лицо – начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Росстандарта Тадевосян Карен Самвелович, тел. 8(495) 547-52-93, e-mail: ktadevosyan@rst.gov.ru).

ПечатьE-mail

Независимая оценка качества условий оказания услуг

По поручению Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2021 году проводится независимая оценка качества условий оказания услуг общеобразовательными
организациями и организациями среднего профессионального образования Свердловской области (далее HOK УООД-2021).
Предлагаем Вам ознакомиться с Видео роликом о независимой оценке качества образования.

Приглашаем родителей обучающихся ГАПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» и обучающихся старше 14 лет до 1 августа 2021 года принять участие в анкетировании в рамках независимой оценки качества образования. Анкета доступна на специализированной платформе независимой оценки качества, пройти по ссылке:

https://nokedu.iicavers.net/forms/form?id=3315  

ПечатьE-mail

Открытый урок

✅ 16 июня, учащиеся нашего техникума "Рифей" приняли участие в масштабном открытом уроке по основам безопасности жизнедеятельности организованным отделом подготовки населения совместно с администрацией Чкаловского района, отделом образования Чкаловского района, Всероссийским студенческим корпусом спасателей, психологами и сотрудниками 2 ПСЧ, 8 ПСЧ 60 ПСО ФПС ГПС Главного управления, Всероссийским добровольным пожарным обществом и компании информационных систем, на территории МАОУ Лицей 180.

❗ Открытый урок разделен на 2 части :
В первой части дети участвовали в различных квест-играх и небольших соревнованиях.
Во второй части для детей была организована выставка пожарной техники и мотогруппы, сотрудниками 60 ПСО ФПС ГПС Главного управления. Так же добровольцы показали детям Аварийно-спасательный автомобиль, научили оказывать первую помощь, приемам спасения на водных объектах.
Курсанты нашего техникума "Рифей" научили ребят как правильно пользоваться огнетушителями, показали как проходить 100 метровую полосу с препятствиями.

#рифейекб#МЧС#ОБЖ#ОткрытыйУрок

ПечатьE-mail

Шаги к профессии

2020-2021 учебный год на отделении профобразования завершается в том числе  индивидуальными учебными результатами  наших обучающихся. В мае-июне 2021 года подведены итоги сразу нескольких конкурсных проектов, где активные, талантливые, творческие студенты принимали участие   в различных дистанционных мероприятиях, среди которых  -  профессиональные образовательные конкурсы и олимпиады.

Поздравляем студентов и благодарим педагогов, подготовивших участников и победителей следующих внеучебных творческих проектов: Международный конкурс детского творчества ко Дню защиты детей «Как прекрасен этот мир!», учащиеся  группы 203 по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ Блохина Я., руководитель – Гаврилова Т.С. группа 201 профессия Ювелир – Иванова А., руководитель – Боярских Э.А.(портал «Одарённость»); - Всероссийский детский конкурс рисунков и декоративно-прикладного творчества «Моя Родина – Россия», учащиеся группы 203 по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ Сафонов Е., Дунаева Е, руководитель - Гаврилова Т.С. (электронное СМИ «Высшая школа делового администрирования»); Международная олимпиада по основам наук V Международная Олимпиада в предметной области «Искусство» (Искусство, Компьютерная графика) учащиеся группы 105 по профессии Оператор электронного набора и верстки  - Шаповалова Я., Галеев Д., руководитель – Исупова О.Р. (АНО «Дом Учителя Уральского федерального округа»); на сайте Международного фестиваля культуры и искусства в творческой он-лайн галерее размещены работы исполнителей художественно-оформительских работ (руководители – педагоги Гаврилова Т.С., Наумова М.В.); в Костомаровском форуме, посвящённом осмыслению роли русского языка и его функционирования в новых условиях, созданных информационной революцией и технологическим прорывом последних десятилетий при организации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, приняли участие студенты группы 105 по профессии Оператор электронного набора и верстки.

Блохина Яна Гаврилова ТС 01Боброва А культнет ТС Гаврилова  (1) 01Диплом Галеев Д. 01Диплом Дунаева Моя родина моя РоссияДиплом Шаповалова Я. 01Тетерина  А культнет ТС Гаврилова 01сертификат Костомаровский форум Ипатова Е группа 105 01

ПечатьE-mail

Турнир по Стрельбе

28.05.2021 года Уральский техникум «Рифей»  на основании плана работы по патриотическому воспитанию и договора сотрудничества с общественной организацией  «Екатеринбургский суворовско-нахимовско-кадетский клуб» принимал участников  официального физкультурного мероприятия муниципального образования города Екатеринбурга «Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки среди команд образовательных организаций кадетской направленности, Екатеринбургского СВУ и допризывной молодежи». Данное мероприятие посвящено памяти Героя Российской Федерации  Пешкову Олегу Анатольевичу военному летчику погибшему при выполнении служебного задания в Сирийской Арабской Республике.   
Для  открытия  турнира техникум «Рифей» предоставил организаторам актовый зал, где ребятам был показан документальный фильм о Пешкове. С приветственным словом и краткой информацией выступили, Президент   Екатеринбургского суворовско-нахимовско-кадетского  клуба Альберт Петрович Бобов,гость мероприятия выпускник  Свердловского Суворовского военного училища 1987г., одноклассник   Пешкова - Глазырин Сергей .         Всего в турнире приняли участие кадеты из Свердловского кадетского корпуса  им. Капитана 1 ранга  М.В. Банных в количестве двух команд,  кадетского корпуса «Спасатель» в количестве трех команд, команда суворовцев  Екатеринбургского Суворовского военного училища, студенты Политехникума  и  Екатеринбургского  торгово экономического техникума.                                     Турнир проходил в тире техникума «Рифей» в условиях абсолютно одинаковых для всех. Участникам согласно Положения предоставлялась возможность поразить мишень  на расстоянии 10 метров из пневматической винтовки МР-512. По жребию первоочередными выступали команды «Спасатель-1», «Спасатель-2», «Спасатель-3», они  своими результатами задали тон остальным участникам, но заметное волнение ребят присутствовало до конца. Хочется отметить, что по результатам соревнований  наши кадеты не оставили шансов своим конкурентам, они заняли все призовые места. В личном зачете 3 место с количеством  38 очков  занял кадет 7 взвода Сидоров Максим, второе место с количеством  39 очков  занял кадет 8 взвода Закамалдин  Александр, первое  место с количеством  41 очко  занял кадет 7 взвода Зорькин Владислав. Команды победители и победители в личном зачете награждены  кубками, медалями  и дипломами. Поздравляем ребят с их победой. Пожелаем  им добиваться лучших результатов и больших побед.                                                 
Статью составил Татаренко В.Д.

IMG 20210528 132350 1

ПечатьE-mail

Х Межрегиональтный конкурс камнерезного и ювелирного мастерства "Наследники Данилы - мастера"

29 мая 2021 года подведены итоги юбилейного Х Межрегионального конкурса камнерезного и ювелирного мастерства «Наследники Данилы – мастера». 12 человек - студенты 2,3, 4 курса профессия Ювелир и 1 курс профессия Резчик предоставили на конкурс свои работы

Поздравляем наших победителей и их руководителей!

В номинации «Лучшее камнерезное произведение» -

1 место  -Пенкин Кирилл, статуэтка «Птица»

2 место – Капляр Любовь, композиция «Год быка»

Руководители Пуртова С.В., Колтаков А.В.

В номинации «Лучшее ювелирное украшение»

2 место – Арабская Диана, подвес «Тот»

Руководитель Петрова О.В.

3 место – серия подвесов 9шт ,

Аникина Дарья, Барышев Максим, Чухланцева Дарья, Яргина Дарья, Иванова Ангелина, Лебединская Татьяна, Волкова Ксения, Гилязетдинов Георгий.

Руководитель Кузнецова И.А.

В конкурсе принимали участие учащиеся школ, студенты учреждений среднего и высшего образования из Тольятти, Красного-на-Волге, Нижнего Тагила, Миасса, Перми, Березовского, Полевского, Челябинска, Екатеринбурга.

IMG 2479IMG 2480IMG 2483IMG 2492IMG 2494IMG 2497

ПечатьE-mail

Военно-полевые сборы 2021

С 27-1 июня 2021. прошли военно- полевые сборы с учащимися 10 класса КК «Спасатель» на базе в/ч 22316 (32 военный городок). С ребятами были проведены занятия по организации внутренней и караульной служб, размещение личного состава в солдатском общежитии, организация физической зарядки. Особо хотелось отметить это посещение парка боевых машин. Был  открыт ангар , где размещались боевые танки. Офицер части подробно рассказал о грозном оружии .Кадетам разрешили посидеть на месте механика –водителя танка. Ребята остались очень довольны.28 мая кадеты выезжали на школьном автобусе на стрелковый полигон части, где сними были организованы боевые стрельбы из АК-74. Сборы прошли пладотворно и с большой пользой для будущих защитников Родины.

PHOTO 2021 05 28 18 50 33PHOTO 2021 05 28 18 51 08PHOTO 2021 05 28 18 51 20PHOTO 2021 05 28 18 51 34PHOTO 2021 05 28 18 52 27PHOTO 2021 05 28 18 53 06PHOTO 2021 05 28 18 53 33PHOTO 2021 05 28 18 53 33PHOTO 2021 05 28 18 53 58PHOTO 2021 05 28 18 54 26PHOTO 2021 05 28 18 54 45PHOTO 2021 05 28 18 55 04PHOTO 2021 05 28 18 55 48

ПечатьE-mail

Биеннале уральских промыслов

27. 05.2021 студенты художественно – полиграфического профиля техникума «Рифей» приняли участие в Биеннале уральских ремесел для студентов среднего профессионального образования Свердловской области, проводимого в целях сохранения и популяризации культурного наследия традиционных ремесел народов Урала в соответствии с планом реализации мероприятий подпрограммы 4 «Патриотическое воспитание граждан и формирование основ безопасности жизнедеятельности обучающихся в Свердловской области» государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года»

Форум проходил в  селе Аракаево, Муниципальное учреждение культуры "Национальный культурный комплекс с. Аракаево". Свердловская область, Нижнесергинский район.

В рамках фестиваля были проведены мастер – классы по тамбурной вышивке, национальной кухне, проведена туристско – экскурсионная программа.

Участники привезли массу впечатлений, мероприятие очень понравилось. Выражаем благодарность организаторам форума за возможность окунуться в аутентичную среду ремесленного творчества.  

0d56d2c9 14bc 490d bd60 a09310254a5d9f7c6e65 a238 42a4 9a63 074254d42b1f060a4b1b c67b 4054 8edc 965c28796c0062fb5892 b430 4ccc af9c 3e52df4486147286d999 c27d 45aa 8d48 0072231d7099bbed7d7c fe1b 4d4f a705 3c5235524b74e8603295 d6e2 4def 8164 0b84a7fd7c83eabf2f5e fb54 4b1c 8a1e b2d5babcf59aed31d47d 41ee 466b 89ce 46ec10b212d6

ПечатьE-mail

В рамках профилактики ВИЧ-инфекции в техникуме "Рифей" пройдет бесплатное, анонимное экспресс-тестирование.

Любой учащийся достигший 15-летнего возраста может пройти тест в медицинском кабинете общежития №2 c 12:00 до 15:00 КАЖДЫЙ ЧЕРВЕРГ!

ВИЧ-инфекция - это хроническое инфекционное заболевание, которое провоцирует вирус иммунодефицита человека, поражающий клетки иммунной системы. При отсутствии лечения закономерно приводит к синдрому приобретённого иммунодефицита (СПИДа).Пути заражения:
1)Половой контакт – распространенный путь инфицирования ВИЧ. При сопутствующих заболеваниях, передающихся половым путем, риск передачи ВИЧ увеличивается.
2)Гемотрансфузионный путь (при переливании крови и ее компонентов, а также среди наркоманов при использовании нестерильных шприцев или игл). В настоящее время на долю гемотрансфузионного пути заражения ВИЧ приходится наибольшее количество случаев.
3)Трансплацентарный (от матери ребенку при беременности, при кормлении).Профилактика ВИЧ.
1)Предотвращение случайных половых связей, использование барьерных методов защиты.
2)Предпочтение сексуальных контактов с постоянным половым партнером.
3)Регулярное обследование на ВИЧ обоих партнеров.
4)Отказ от употребления наркотиков.

Ссылка на видео- https://vk.com/club195890290?z=video-195890290_456239140%2Fc2e3d9511336b69bca%2Fpl_wall_-195890290

ПечатьE-mail

19 мая 2021 года в ГАПОУ СО «Уральском техникуме «Рифей» проведены областные открытые олимпийские игры среди кадетских школ

Соревнования включали в себя три дисциплины: армрестлинг, перетягивание каната и стрельба в электроном тире. В соревнованиях приняли участие две команды : Кадетский корпус «Спасатель» ГАПОУ СО «Уральского техникума «Рифей» и  ГБОУ СО КШИ  «Екатеринбургский кадетский корпус» войск национальной гвардии РФ.

     

На этапе  - огневая подготовка :

- кадеты КК «Спасатель» набрали                                  -  377 балла,

- кадеты КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» - 333 балла

На этапе — армрестлинг:

- кадеты КК «Спасатель» набрали                                  -  76 баллов,

- кадеты КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» - 50 баллов

На  этапе  - перетягивание каната:

- кадеты КК «Спасатель» набрали                                   -  75 баллов,

- кадеты КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» - 100 баллов

Итого по количеству набранных баллов :

- кадеты КК «Спасатель» набрали                                  -  528 баллов,

- кадеты КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» - 483 балла

  По итогам игр,  победила и заняла 1 место   команда -  Кадетский корпус «Спасатель» ГАПОУ СО «Уральского техникума «Рифей», соответственно 2 место занял ГБОУ СО КШИ  «Екатеринбургский кадетский корпус» войск национальной гвардии РФ.

В личном первенстве по армрестлингу места распределились:

Ввесовой категории до 55 кг :

- 1 место - Тюртяев Илья - КК «Спасатель»

В весовой категории до 65 кг:

- 1 место - Баксанов Александр  - КК «Спасатель»

- 2 место - Салаватов Назар        -  КШИ ЕКК

В весовой категории свыше 75 кг :

- 1 место - Макаров Максим  -  КШИ ЕКК

- 2 место - Алейников Богдан - КК «Спасатель»

- 3 место -  Пятков Никита     - КК «Спасатель»

Поздравляем победителей и благодарим участников открытых кадетских олимпийских  игр! 

1621418056252162141805626716214181498541621418149861162141805626416214180562741621418838992

ПечатьE-mail

Презентация ГАПОУ СО «Уральского техникума «Рифей» о работе приёмной компании - 2021 в Центре Опережающей Профессиональной Подготовки.

15.05.2021 представители нашего техникума были приглашены в Центр опережающий профессиональной подготовки города Екатеринбурга. В лектории Центра проходила презентация средне-профессиональных образовательных учреждений Свердловской области. Там находились будущие абитуриенты и их законные представители. Одним из спикеров мероприятия был Ответственный секретарь приемной комиссии техникума Сапрыкин Сергей Владимирович, помогала ему обучающаяся группы 105 Наталья Штеймиллер. На экране телевизора была продемонстрирована презентация техникума, Сергей Владимирович рассказал о Приемной компании 2021 года, отвечал на вопросы зала. Наталья показала различную печатную продукцию, которая была напечатана в типографии при участии наших операторов электронного набора верстки.

На открытой площадке Центра Заведующий отделения техносферная безопасность Боев Андрей Георгиевич, вместе с курсантами Александровым  Арсением и Микеевым Максимом на практике демонстрировали тушение пожара и оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Подготовка наших курсантов вызывал неизменный восторг у присутствующих, дети просили по фотографироваться с ними. 

Подводя итоги мероприятия нужно отметить очень удачную презентацию нашего техникума перед выпускниками школ и их законными представителями.  Всем желающим раздавалась буклеты.

Статью подготовил: Сапрыкин С.В, Фото: Боев А.Г., Штеймиллер Н.С.

1621330355283162133035528616213303552901621330355293162133035529516213303552981621330355302

ПечатьE-mail

О проведении Общеобластного родительского собрания 18 мая 2021 года

Уважаемые родители!

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области информирует, что 18 мая 2021 года в 18.00 при поддержке и участии Свердловского областного родительского комитета состоится Общеобластное родительское собрание в режиме видеоконференцсвязи на тему: «Обеспечение комплексной безопасности детей в летний период» (далее – собрание).

Подключиться к собранию можно по ссылке https://youtu.be/KHMStDDdgFg, инструкция по подключению прилагается.

 

ПечатьE-mail

УРАЛ-Наш общий дом!

В рамках рассказов "Урал-наш общий дом" мы продолжаем знакомить вас с народами проживающими на территории Урала!
Сегодня поговорим о национальности-Марийцы!

Марийцы.

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть.
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Численность
Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

Язык
Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что
предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому
семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище
Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.

Жизнь
Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана
или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:


льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

GTJGyus5pTcJ KzaucaX IK08vGYR1hisNAbMNpmNWA4ZUQURC9 kos
#рифейекб#УралНашОбщийДом#Марийцы

ПечатьE-mail